Есть три самых важных принципа, на которых строится успешное запоминание новой информации.
- Новое должно быть связано с тем, что мы уже знаем.
- Оно должно быть значимо для нас.
Если эти два момента присутствуют при работе с новыми словами в иностранном языке, то с запоминанием слов не должно быть проблем.
- Еще один важный ингредиент – повторение. Это необходимо для сохранения информации в долговременной памяти. Это лекарство от забывания.
Я поговорю о том, как привнести все три принципа в работу с языком, чтобы минимизировать проблемы с запоминанием и забыванием.
На мой взгляд, работа с новыми словами отличается на разных уровнях развития языка, поэтому я отдельно опишу процессы на уровнях А1 – А2, В1 – В2 и С1 – С2.
А1 – А2
В самом начале изучения языка, есть хорошие и плохие новости.
Хорошие – вы учите самые частоупотребляемые слова. Это значит, что вы их будете неоднократно встречать не только в учебнике, но и в адаптированных книгах, легких подкастах, песнях – во всех видах деятельности, связанных с языком.
Говорят, что нужно 5 раз встретить слово в разных контекстах, чтобы его запомнить. Так вот, большинство слов, которые вам нужно знать на уровнях А, вы встретите огромное количество раз (конечно, если вы много занимаетесь языком).
А значит, они могут запомниться без особых усилий, без мнемотехник и даже карточек.
Плохие новости. Если вы изучаете язык, очень далекий от вашего родного или тех, на которых вы уже говорите, то есть опасность того, что слова этого языка такие необычные, настолько ни на что непохожие, что их очень сложно запомнить, даже при их высокой частотности.
Я прошла через это при изучении иврита и китайского. Именно в начале мне было неимоверно сложно запомнить самые простые слова. Лишь позже, когда я привыкла к звучанию языка и набрала минимум 300 слов, дело пошло на лад.
Однако, мне кажется, что если бы я тогда не только отдаленно знала о способе ассоциаций, но и активно им пользовалась, то эту первую ступень можно было бы пройти гораздо быстрее и менее мучительно.
Отсюда три основных совета по работе с новыми словами в начале изучения языка.
- Занимайтесь ежедневно и последовательно. Это обычно легко сделать, если вы учитесь по хорошему учебнику.
- Пользуйтесь методом ассоциаций для запоминания особенно неподдающихся слов или когда приходится запоминать списки (это может быть ваш личный выбор или требование школы).
- Повторяйте. Почитайте про кривую забывания и интервальное повторение. Найдите удобный способ повторять слова, будь то через программы Memrise or Quizlet, или в вашем словарном дневнике.
В1 – В2
На этом этапе словарный запас должен расти не только в “ширину”, но и “глубину”. А именно, вы будете обращать внимание на то, что у многих слов много разных значений, что важна сочетаемость слов, на синонимы и разные стили коммуникации.
В то время, как 3 предыдущих совета сохраняют актуальность, тем не менее стоит ввести и другие формы работы со словами.
- Находить слова, сочетающиеся с ключевым. Например, вы встретили глагол exceed превышать
Посмотрите в словаре и подумайте сами, что можно превышать
exceed expectations/20 degrees/the number of words/speed limit
Здесь могут помочь словари сочетаемости как вот этот http://www.freecollocation.com/, а также любознательность и умение задавать себе вопросы:)
- Составлять свои предложения с новыми словами, особенно, если вы встречаете знакомое слово в новом значении.
Например, вы знаете глагол pick up в значении “поднимать”, и также “подцепить (девушку)”, и встретили его в предложении I picked up some Spanish while I was travelling in Spain в значении “научиться чему-то не прилагая усилий”. Подумайте и запишите, как бы вы его использовали в таком значении.
- Составлять истории с определенным количеством новых слов.
Эти действия не только помогут запомнить новые единицы, но и верно их употреблять.
С1 – С2
Это уровни свободного владения языком, т.е. вы уже знаете минимум 8000 слов и понимаете практически все. Но это не значит, что вы не сталкиваетесь с новыми словами, словосочетаниями и выражениями.
Должна сказать, что 99% нового можно понять из контекста. Однако, если мы хотим активно пользоваться этими новыми словами, необходимо приложить усилие их запомнить.
По моему опыту обычно новым является
- Интересная сочетаемость слов, идиомы и фразовые глаголы
- Слова специфичные для своей тематики
Должна признать, что мнемоника на этом этапе мне не помогает. Только
- Сознательное использование новых выражений на письме и речи.
- Интервальное повторение.
Сейчас много говорят о том, что каждый учится и запоминает по-разному. И в какой-то мере это правда. Тем не менее, все мы пользуемся мозгом, где между нейронами возникает синаптическая связь путем частого стимулирования этого участка (читай “повторение”).
И все мы должны пройти через эти этапы, чтобы запомнить слова.
- Понять значение слова
- Услышать или увидеть пример его употребления
- Использовать его
- Повторить эти шаги через некоторое время
Поэтому я не так уверена, что некоторые способы запоминания подходят одним и не работают для других. Быть может, мы еще не научились ими пользоваться.
Reading Extra
HOW MANY WORDS YOU SHOULD KNOW (FOR EVERY LANGUAGE LEVEL)
Я приглашаю всех желающих попробовать 6 разных способов запоминания слов в течение 6 недель Memory Challenge. Подробность здесь
- Becoming a volunteer - 14.08.2024
- Who is Tom Brady - 22.07.2024
- Неожиданное значение Present Perfect! - 17.01.2023